Родителям очень трудно согласиться с тем, что их малыш имеет проблемы с развитием. Однако в случае аутизма чем раньше вы заметите его симптомы, тем лучше — желательно, если это сделано в первые 18 месяцев жизни. Правильная коррекция позволит вашему ребенку обучаться, воспитываться и развиваться так, чтобы полностью преодолеть ограничения аутизма.
Расстройства, характерные для аутизма во всех его вариантах, вызывают задержки в таких основных областях развития, как говорение, игра и взаимодействие с другими людьми. Признаки и симптомы аутизма варьируются, как и его воздействие на развитие ребенка. У некоторых детей отмечаются лишь незначительные сложности, другие сталкиваются с серьезными проблемами. Как бы то ни было, каждый ребенок-аутист имеет сложности по крайней мере в трех сферах: коммуникация — как словесная, так и несловесная, выстраивание взаимосвязей с другими людьми и окружающим миром, формирование гибкого мышления и поведения.
Среди врачей, родителей и специалистов-психологов нет единого мнения о том, какие причины вызывают аутизм, как правильно вести себя с аутистом, и еще многих важных вопросах. Однако один факт не вызывает сомнения: ранняя интенсивная коррекция приносит большую пользу. Это особенно важно для детей, составляющих группу риска, и детей, у которых наблюдаются только незначительные симптомы.
Выявление аутизма в раннем возрасте — задача родителей Именно родители способны первыми заметить настораживающие сигналы. Они хорошо знают своего ребенка, постоянно общаются с ним и могут увидеть то, чего не заметит педиатр за 15 минут осмотра. Но чтобы понимать, что укладывается в понятие нормы, а что — не совсем, нужно иметь определенный запас знаний.
Если признаки аутизма выявлены в младенчестве, то лечение может быть очень успешным благодаря пластичности молодого мозга. Интенсивная терапия, начатая в возрасте до полутора лет, способна полностью преодолеть его симптомы. Самые ранние признаки аутизма включают не столько аномальное поведение, сколько отсутствие нормального. Именно поэтому их трудно распознать. Иногда родители даже рады тому, что у них тихий спокойный ребенок, который не требует внимания.
По мере взросления первые признаки аутизма становятся разнообразнее. Существует очень много сигналов и симптомов, но в целом их можно объединить в несколько групп: неразвитость социальных навыков, трудности с говорением, трудности с невербальной коммуникацией и негибкость поведения. В сфеер формирования социальных навыков можно выделить такие особенности: отсутствие интереса к другим людям и к происходящему вокруг; неумение устанавливать контакты, играть или дружить с другими детьми; ребенок предпочитает, чтобы его не трогали и не обнимали; не играет в имитационные игры, не дает вовлечь себя в общие занятия; испытывает трудности с выражением или пониманием чувств; кажется, не слышит, как с ним разговаривают; не делится с другими (игрушками, картинками и др.).
Дети с аутическими склонностями часто испытывают трудности в овладении речевыми навыками. Как правило, они поздно начинают разговаривать. Обратите внимание на такие проявления: разговаривает «не своим» голосом, с ненормальным тоном или ритмом (например, заканчивает каждое предложение так, будто это вопрос); твердит одни и те же слова и фразы; повторяет вопрос вместо того, чтобы отвечать на него; говорит о себе в третьем лице; допускает многочисленные грамматические ошибки и «неправильные» слова; затрудняется выразить свои желания или нужды; не понимает простейшие вопросы или утверждения; понимает все сказанное слишком буквально (не замечает подтекста, иронии и других полутонов).
Это трудности, связанные с использованием «языка тела» и мимики, что значительно усложняет невербальную коммуникацию. На них могут указывать такие симптомы: не смотрит в глаза; выражение лица не соответствует содержанию того, что говорит; не перенимает от других людей выражение лица, тон или жесты; крайне редко использует жесты, ведет себя как «автомат» или робот; необычным образом реагирует на новые виды, звуки, запахи и проч., особенно чувствителен к громкому шуму; двигается необычным образом (например, ходит исключительно на цыпочках). Признаки негибкого поведения Дети-аутисты часто демонстрируют негибкое поведение, ограниченное несколькими привычными моделями. В частности, для них характерны следование устоявшейся рутинной процедуре (например, один и тот же маршрут в школу и домой); избегает всякого рода изменений в обстановке или распорядке дня (впадает в истерику при перестановке мебели или если его отправляют спать в непривычное время); манера размещать предметы в одном и том же порядке; интересуется очень узкими темами, часто с использованием цифр и символов (например, заучивание графика движения транспорта, картографической информации и проч.); подолгу расставляет игрушки определенным образом или выполняет одни и те же действия (монотонно крутит колеса игрушечного автомобиля или наблюдает за работой вентилятора); снова и снова повторяет одни и те же действия, например, хлопает в ладоши или раскачивается. Хотя повторение однотипных действий считается самостимуляцией, по мнению некоторых исследователей, это не стимулирует, а успокаивает аутиста. В число самых распространенных входят: хлопанье в ладоши, раскачивание вперед-назад, встряхивание пальцами, перемещение пальцев перед глазами, долгое смотрение на огонь или на движущиеся предметы, сжимание головы ладонями (ладони на ушах), щелканье выключателем, повторение слов или звуков, выстраивание игрушек в одну линию.
Разумеется, обратиться к специалисту: установить их природу, степень задержки развития или аутизма, а после этого и разработать программу коррекции можно только в результате полноценного обследования.
Неправильный формат номера телефона.
Заявка на обратный звонок принята.
Уважаемый пользователь, приносим искренние извинения, но версия для слабовидящих временно недоступна по техническим причинам.