Мой город: Москва

Бесплатный звонок
по всей России:
8 800 500-14-73

Пн - Пт: c 8-30 до 17-30

ЗАКАЗАТЬ ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Укажите, пожалуйста, Ваш телефон и мы
перезвоним Вам в кратчайшее время
Позвоните мне

Неправильный формат номера телефона.

Заявка на обратный звонок принята.

Выберите свой город:

Выберите свой город:

 

ИЛИ
Войти через социальную сеть

Лучше спросите у врача!
безлимитное обслуживание в клиниках бизнес-класса
всего за 1084 руб.
в месяц

Подробнее

Первые признаки аутизма у ребенка

Родителям очень трудно согласиться с тем, что их малыш имеет проблемы с развитием. Однако в случае аутизма чем раньше вы заметите его симптомы, тем лучше — желательно, если это сделано в первые 18 месяцев жизни. Правильная коррекция позволит вашему ребенку обучаться, воспитываться и развиваться так, чтобы полностью преодолеть ограничения аутизма.

Как распознать аутизм

Расстройства, характерные для аутизма во всех его вариантах, вызывают задержки в таких основных областях развития, как говорение, игра и взаимодействие с другими людьми. Признаки и симптомы аутизма варьируются, как и его воздействие на развитие ребенка. У некоторых детей отмечаются лишь незначительные сложности, другие сталкиваются с серьезными проблемами. Как бы то ни было, каждый ребенок-аутист имеет сложности по крайней мере в трех сферах: коммуникация — как словесная, так и несловесная, выстраивание взаимосвязей с другими людьми и окружающим миром, формирование гибкого мышления и поведения.

Среди врачей, родителей и специалистов-психологов нет единого мнения о том, какие причины вызывают аутизм, как правильно вести себя с аутистом, и еще многих важных вопросах. Однако один факт не вызывает сомнения: ранняя интенсивная коррекция приносит большую пользу. Это особенно важно для детей, составляющих группу риска, и детей, у которых наблюдаются только незначительные симптомы.

Выявление аутизма в раннем возрасте — задача родителей Именно родители способны первыми заметить настораживающие сигналы. Они хорошо знают своего ребенка, постоянно общаются с ним и могут увидеть то, чего не заметит педиатр за 15 минут осмотра. Но чтобы понимать, что укладывается в понятие нормы, а что — не совсем, нужно иметь определенный запас знаний.

1. Наблюдайте, как развивается ваш ребенок. Особенно тщательно следите за тем, как малыш преодолевает основные рубежи в социальном и эмоциональном развитии и познавательной сфере. Вовремя ли это происходит? Сами по себе задержки в развитии — еще не диагноз, но они свидетельствуют о повышенном риске аутизма.

2. Действуйте, если нужно. Конечно, если ваш малыш заговорил или сделал первые шаги раньше (или позже) других, это еще не повод для паники. Понятие «нормы» применительно к развитию очень широко. Но если ребенок не прошел возрастные вехи в том или ином аспекте развития или вам кажется, что что-то идет не так, обязательно посоветуйтесь с врачом.

3. Не используйте подход «поживем-увидим». Некоторые родители так и делают — ждут. Это худший из всех возможных подходов. Так вы можете потерять время и не использовать шансы на улучшение в самом подходящем возрасте. Кроме того, и при аутизме, и при других задержках развития дети, как правило, не «перерастают» эти проблемы, им нужна дополнительная квалифицированная помощь.

4. Доверяйте своей интуиции, ведь никто не чувствует ребенка лучше, чем мама и папа. Конечно, если вы обратитесь к врачу, он должен будет провести тщательное обследование и установить характер и степень задержек в развитии. Но бывают случаи, когда даже квалифицированные специалисты упускали из виду или недооценивали важные симптомы. Так что если вы «печенкой чувствуете», что проблемы есть, обратитесь к другому врачу, ведь два мнения лучше одного.

5. Обратите внимание на такой важнейший симптом аутизма, как потеря некоторых навыков: обычно это случается в возрасте от 12 до 24 месяцев. Иногда дети, которые уже начинали разговаривать, играть или пользоваться жестами (махать «пока-пока», например) перестают это делать. Любая потеря такого рода — однозначный сигнал отставания в развитии.

Признаки аутизма у малышей

Если признаки аутизма выявлены в младенчестве, то лечение может быть очень успешным благодаря пластичности молодого мозга. Интенсивная терапия, начатая в возрасте до полутора лет, способна полностью преодолеть его симптомы. Самые ранние признаки аутизма включают не столько аномальное поведение, сколько отсутствие нормального. Именно поэтому их трудно распознать. Иногда родители даже рады тому, что у них тихий спокойный ребенок, который не требует внимания. Нужно знать признаки, на которые следует обратить внимание: ребенок избегает визуального контакта, в частности, во время кормления;

не улыбается в ответ на вашу улыбку;

не реагирует на свое имя или знакомый голос;

не следит взглядом за предметами;

не машет «пока»,

 не делает других коммуникативных жестов;

не показывает на предметы, на которые указываете вы;

не пытается привлечь к себе внимание звуками;

не обнимает и не отвечает на объятия;

не подражает вашим движениям и мимике;

не просится на руки;

не участвует в общих играх или коллективных действиях;

не просит помочь им.

Есть несколько знаков, которые должны вас не просто насторожить, а заставить немедленно действовать:

к 6 месяцам — малыш не улыбается и не проявляет радости ни в каких ситуациях;

к 9 месяцам — не реагирует на улыбку, не повторяет звуки или мимику;

к 12 месяцам — не реагирует на имя, не лепечет и не пытается разговаривать, не жестикулирует;

к 16 месяцам — не разговаривает;

к 24 месяцам — не произносит двусловных осмысленных фраз.

Признаки и симптомы аутизма у детей постарше

По мере взросления первые признаки аутизма становятся разнообразнее. Существует очень много сигналов и симптомов, но в целом их можно объединить в несколько групп: неразвитость социальных навыков, трудности с говорением, трудности с невербальной коммуникацией и негибкость поведения. В сфеер формирования социальных навыков можно выделить такие особенности: отсутствие интереса к другим людям и к происходящему вокруг; неумение устанавливать контакты, играть или дружить с другими детьми; ребенок предпочитает, чтобы его не трогали и не обнимали; не играет в имитационные игры, не дает вовлечь себя в общие занятия; испытывает трудности с выражением или пониманием чувств; кажется, не слышит, как с ним разговаривают; не делится с другими (игрушками, картинками и др.).

Речевые трудности

Дети с аутическими склонностями часто испытывают трудности в овладении речевыми навыками. Как правило, они поздно начинают разговаривать. Обратите внимание на такие проявления: разговаривает «не своим» голосом, с ненормальным тоном или ритмом (например, заканчивает каждое предложение так, будто это вопрос); твердит одни и те же слова и фразы; повторяет вопрос вместо того, чтобы отвечать на него; говорит о себе в третьем лице; допускает многочисленные грамматические ошибки и «неправильные» слова; затрудняется выразить свои желания или нужды; не понимает простейшие вопросы или утверждения; понимает все сказанное слишком буквально (не замечает подтекста, иронии и других полутонов).

Трудности невербальной коммуникации

Это трудности, связанные с использованием «языка тела» и мимики, что значительно усложняет невербальную коммуникацию. На них могут указывать такие симптомы: не смотрит в глаза; выражение лица не соответствует содержанию того, что говорит; не перенимает от других людей выражение лица, тон или жесты; крайне редко использует жесты, ведет себя как «автомат» или робот; необычным образом реагирует на новые виды, звуки, запахи и проч., особенно чувствителен к громкому шуму; двигается необычным образом (например, ходит исключительно на цыпочках). Признаки негибкого поведения Дети-аутисты часто демонстрируют негибкое поведение, ограниченное несколькими привычными моделями. В частности, для них характерны следование устоявшейся рутинной процедуре (например, один и тот же маршрут в школу и домой); избегает всякого рода изменений в обстановке или распорядке дня (впадает в истерику при перестановке мебели или если его отправляют спать в непривычное время); манера размещать предметы в одном и том же порядке; интересуется очень узкими темами, часто с использованием цифр и символов (например, заучивание графика движения транспорта, картографической информации и проч.); подолгу расставляет игрушки определенным образом или выполняет одни и те же действия (монотонно крутит колеса игрушечного автомобиля или наблюдает за работой вентилятора); снова и снова повторяет одни и те же действия, например, хлопает в ладоши или раскачивается. Хотя повторение однотипных действий считается самостимуляцией, по мнению некоторых исследователей, это не стимулирует, а успокаивает аутиста. В число самых распространенных входят: хлопанье в ладоши, раскачивание вперед-назад, встряхивание пальцами, перемещение пальцев перед глазами, долгое смотрение на огонь или на движущиеся предметы, сжимание головы ладонями (ладони на ушах), щелканье выключателем, повторение слов или звуков, выстраивание игрушек в одну линию.

Что делать, если вы заметили симптомы аутизма и чувствуете беспокойство за своего ребенка?

 Разумеется, обратиться к специалисту: установить их природу, степень задержки развития или аутизма, а после этого и разработать программу коррекции можно только в результате полноценного обследования.

04.04.2014
880
0

Добавить комментарий



Комментарии

Комментариев нет.
Сообщение об ошибке
Сообщение об ошибке было успешно отправлено администратору сайта.
Спасибо, что Вы помогаете всем нам стать лучше!
OK
ВВЕРХ